Евгений Ржевский рассказывает...

            46 ЛЕТ В КИНО. 30 - в любительском, 16 - в профессиональном.
            О кино, музыке и ВГИКе я мечтал с детства. Читал романы, писал стихи, под столом на кухне проявлял дворовые фотографии. Поступил в музыкальную школу по классу скрипки, учил сольфеджио. Но судьба распорядилась иначе. Когда пришла пора купить скрипку, я сделал СВОЙ выбор - купил спорт-костюм для гимнастики.
            Но спорт музыку не заменил. И я играл на второй трубе в духовом оркестре, на гитаре в инструментальном ансамбле, бродил по выставкам живописи и упорно рассылал стихи по редакциям журналов, мечтая о публикациях. Когда-то меня удостоил личным ответом Всеволод Рождественский из журнала "Звезда", что творение стихов очень помогает культурному образованию. И мне стало неловко за себя. Я понял его. И перестал слать стихи в журналы.
            Я не стал ни поэтом, ни музыкантом, но научился чувствовать музыку и поэзию жизни. И сейчас я знаю, что это больше, чем то о чём я мечтал. Потому что я стал оператором и режиссёром музыкальных видеофильмов.
            Во ВГИК я хотел поступать ещё в 1963-м. Но тогда - не решился. Поступил в МГУ на физфак. Я во-время понял, что кино - это конвеер на заводе. Там не творят искусство, а "служат" ему. Во ВГИК`е меня - "не ждали". Ниша у конвеера была уже давно кем-то занята - по удаче, рекомендации или по наследству. И тот другой, кто занял моё место, наверное, до сих пор ворочает рычаги...
            В юности мне пришлось играть в страсти по кино вне ВГИК`а, снимая кинокамерой "Красногорск" в 1969-м и в 1970-м году Сахалин, Охотское море и Курильские острова с вершины вулкана Менделеевский. Но в 1990 году удалось купить на черном рынке видеокамеру "Panasonik M7" и я был обречен на кино и уже 25 года занимаюсь им - иногда за деньги, но чаще за счет иной удачи. Но она то приходит, то забывает меня.
           Первый мой "коммерческий" видеофильм - это репортаж с художественной выставки "Подмосковье" из   Манежа 15.04.90 года  снят  в  по заказу Московского областного художественного фонда РСФСР. Награда - тройка картин из запасника!!! Мне это понравилось. И я кинулся "зарабатывать" картины, снимая художников в студиях (С. Пирулин, И. Айдаров и др). Но на покупку картин у художников тратил денег больше, чем получал картин за съёмки. И лишь сейчас понял какой "выгодной" была эта минусовая арифметика!  
В 1991 году вел видеорепортаж со Старой площади в Москве в дни заката КПСС, когда за ночь смели памятник Феликсу и разбили вывеску МГК КПСС. Из уважения к шахматам снимал  1-й съезд  "Демократической партии России" Гарри Каспарова в 1991 году. Две видеокассеты этих съёмок умыкнул некий "отставной козы барабанщик" - журналист, крутившийся вокруг Каспарова.  
В конце 90-х начале 2000-х были поездки с депутатскими делегациями в дальние края. Снимал облака из иллюминатора самолета, реки и озера Тюмени, город Тобольск, его знаменитый музей, Тобольский ГПЗ. Карабкался на трубу ГФУ Минибаевского газоперерабатывающего завода с камерой на плече. Снял и смонтировал фильм "Икарус смотрит в будущее" о проблемах пассажирского транспорта Москвы. Выпустил фильм о Красногорском механическом заводе. Снял документальный фильм "45 лет заводу Инжнефтемаш". Однажды с видеокамерой прокатился на козловом кране в цеху завода и перевёл объектив на крановщицу. Та показала мне язык.  
В 1999 году я решил всерьёз учиться ремеслу и 2 года посещал высшую школу сценаристов и режиссеров в Москве (ВКСР), изучал теорию кино. Дверь в школу мне "открыла" замечательная Голубкина. Никогда раньше, ни в университетах, ни в академиях, я не был таким прилежным учеником. Но я был "трудным" и меня слегка "осаживали" за "мнения" (Финн, Герасимов). А я восхищался профессионализмом и человеческими качествами режиссера В. Фенченко, открыв рот слушал мастер-классы Никиты Михалкова, Занусси и других режиссеров с мировыми именами, был потрясен идеей "отыгрыша", с интересом наблюдал отстраненного Хотиненко и благодарен Герасимову (директору ВКСР) за уроки политеса. Но я так и не научился ни политесу, ни кинопленке и остался верен цифровой видеокамере, авторскому кино и музыке. И теперь я снимаю концерты музыки и вокала, высматриваю игру света на инструментах, ищу удачные ракурсы и чувствую себя свободным.
        В 2000 году создал личную видеостудию. В ней  профессиональная цифровая техника, монтажная линейка, пульты, микрофоны, стойки,осветители, шнуры, архив материалов и сайт в Интернете.
  Мое главное увлечение - классическая музыка, джаз,   музыканты. С 2000 года снимаю концерты Сергея и Татьяны Никитиных.
2006 год. Новое  время - новые   темы.  Снимал концерты музыкантов творческого содружества "Classica Nova" (Т. Ларина), "Classica Art" (Михаил Штанько), "Москва- квартет" (А. Стеблев), инструментальный оркестр "АРКО" (А. Рейн), концерты и вечера джаза Сергея Никитина и Виктора Фридмана, джазовые концерты Льва Лебедева (капелла Дикси), концерты звезд Романсиады (Ирина Крутова, Марина Поплавская), джаз Евгения Баранова, вокал Юрия Шихина, концерты и спектакли детской вокальной студии "Веснянка", художественные выставки, мастерские художников и многое другое.
        Выпустил более 30-ти  полноформатных видеофильмов на DVD. В архиве лежат материалы ещё на десяток.
        Престижными для меня были съёмки в Большом зале и в Рахманиновском зале Московской консерватории им. П.И. Чайковского - святая святых российской музыки, съёмки концерта памяти Арсения Тарковского в доме-музее Булата Окуджавы с участием Сергея и Татьяны Никитиных, съёмки в Московском международном доме музыки, в ЦДРИ, ЦДХ, Доме учёных, Театре Эстрады, Актовом зале МГУ, Большом зале консерватории города Киева... Это - знаковые поля для съёмок.
        Стало традицией снимать концерты в летнем клубе на Николиной горе, где когда-то читал стихи Качалов, играл Ростропович, концерты друзей-музыкантов в ЦДХ, ЦДРИ, в залах Гнесинки, в театрах и на дачах то в Москве, то в Киеве или Пущино.
        Из внеконцертных страстей вокруг музыки сложился игровой музыкальный фильм "Танго флейты и гитары" с талантливыми героями - Татьяной Лариной и Дмитрием Татаркиным. А на Волге мои семейные друзья с увлечением сыграли криминальную народную драму "Белые корабли". Но, думаю, ни тот, ни другой фильм в тираж никогда не выйдут. Они для друзей, для истории.
        Почему я так увлечен кино? В объектив камеры я вижу то, что не увидит никто, если не увижу я. Нюансы переживаний музыкантов, пластика рук, метания пальцев по струнам и клавишам... Я ловлю мгновения и останавливаю их. И когда вижу удачный кадр, он - как откровение, как картина и я вдруг понимаю, ЧТО создаю.
        О моих друзьях - музыкантах.
        Мой вдохновитель - обаятельная Таня Ларина. Глядя материалы съёмок, она часто восклицает: "где вы это все подсмотрели?!" О Татьяне прекрасно сказал Ефрем Подгайц: Таня - "дюймовочка" и один из лучших в России исполнитель живой флейтовой музыки.
        С интересом слежу за творческим ростом Дмитрия Татаркина. Сегодня он один из лучших гитаристов России.
        Сергей Никитин на моих глазах стал мэтром романса. Однажды он в стиле Шаляпина спел романс "Онега" Виктора Фридмана. А в зале Исторического Музея , пританцовывая и кружа, спел "До чего ж вы бабы слабы!". И я понял - он тонкий актер!
        Татьяна Ларина, Дмитрий Татаркин, Пётр Кондрашин, Святослав Липс, Алексей Стеблев - настоящие виртуозы, победители международных конкурсов.
        Композитор Виктор Фридман - тонкий пианист. Кларнетист Лев Лебедев - непринуждённый стилист и импровизатор...
        Прекрасны "звезды" Романсиады и её руководитель Галина Преображенская...
       В 2014-м и начале 2015-го годов был внештатным видеорежиссёров ЦДРИ (Центральный дом работников искусств) в Москве. По два-три раза в неделю снимал концертные мероприятия, выпускал ролики и фильмы на DVD для исполнителей - актёров и режиссёров.

       Все "герои" моих музыкальных фильмов-концертов, музыканты и вокалисты - интересны и талантливы.
       Мой режиссёрский стиль - репортаж из концертного зала с живым необработанным звуком от двух выносных камерных микрофонов.
        А я - видео-биограф. Это моя удача.
       Удачи и вам. До встречи на концертах.

 

ИЗ  ИСТОРИИ  

Фильм 1990 г. Титры

   Ведущий - Наташа    Скворцова,    главный    художник МОСХ РСФСР    в  1990 г.

   Инструктор по горным лыжам Юджин Петрофф (слева)       на Эльбрусе, 1986 г.

           (в Германии)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Сайт управляется системой uCoz